|
Оставить комментарий
Обзор индекса потребительских настроений и его компонентов в январе 2006 г.
Обзор индекса потребительских настроений и его компонентов в январе 2006 г.
В январе 2006 года проведено исследование потребительских настроений, которое охватило 13 городов-миллионников и 19 средних городов России. Общее число опрошенных составило 10 тыс. 635 человек.
По итогам данного исследования были рассчитаны индексы, отражающие оценку гражданами РФ их уровня жизни и возможностей его улучшения.
Система индексов включает в себя:
- индекс текущего состояния (ИТС),
- индекс краткосрочных потребительских ожиданий (ИКсО),
- индекс долгосрочных потребительских ожиданий (ИДсО).
Обобщающим (интегральным) является индекс потребительских настроений (ИПН).
Основой индексов являются ответы респондентов на следующие вопросы:
1) Как изменился Ваш доход в прошедшем году?
2) Как изменится Ваш доход в наступающем году?
3) Как изменится экономическая ситуация в России в будущем году?
4) Как изменится экономическая ситуация в Вашем городе в следующем году?
5) Как изменится Ваш доход через пять лет?
6) Как изменится экономическая ситуация в России через 5-7 лет?
ИТС рассчитывается на основании ответов респондентов на первый вопрос, ИКсО – на второй, третий и четвертый, основанием для расчета ИДсО являются ответы на пятый и шестой вопросы. ИПН рассчитывается на основании ответов на все шесть вопросов.
Значения ИПН позволяют делать выводы об общем уровне экономического оптимизма населения, оценке им собственных перспектив и потенциальных изменений в экономике страны. ИТС дает возможность оценить, насколько стабильно с точки зрения потребителей их личное экономическое положение на сегодняшний день, а также удалось ли им повысить доходы на волне роста экономики в последний год. ИКсО и ИДсО – это показатели оптимизма населения относительно ближайшей и длительной перспективы развития экономики в целом и личного финансового положения.
Индексы являются разницей между процентной долей респондентов, давших положительные и отрицательные ответы, плюс 100% для избежания появления отрицательных значений. Методика построения индексов не принимает в расчет не определившихся во мнении или нейтральных респондентов. В связи с этим они являются индикаторами преобладания в обществе положительных (значение индекса выше 100) или отрицательных экономических настроений (значение ниже 100). Чем выше значения индексов, тем больше превышение оптимистически настроенных потребителей над пессимистами, тем увереннее в собственных силах перспективах потребители, и от них следует ждать большей экономической активности.
Индекс потребительских настроений находится на высоком уровне. В январе 2006 года по городам проведения опроса он достиг 115,7 пунктов. Значение ИТС составило 105,9 пункта – это говорит о том, что население в значительной своей части довольно сегодняшним материальным состоянием. От будущего года граждане России ждут дальнейших изменений в лучшую сторону как относительно увеличения собственных доходов, так и укрепления экономики всей страны: ИКсО в целом по выборке составляет 115,7 пунктов, а значение ИДсО – 120,6 пунктов, что отражает высокую степень уверенности населения в своем будущем как в краткосрочной, так и в пятилетней перспективе.
Наибольших значений индексы достигают в крупных городах–миллионниках, являющихся, как известно, центрами сосредоточения динамично развивающегося современного бизнеса. Это обеспечивает жителям крупных городов больше возможностей в повышении благосостояния и, как следствие этого, здесь наличествуют более оптимистичные настроения.
|
|
ИПН |
ИТС |
ИКсО |
ИДсО |
Индексы в целом по выборке |
Вся выборка |
115,7 |
105,9 |
115,7 |
120,6 |
Города-миллионники |
116,8 |
107,3 |
117,1 |
121,0 |
Средние города |
113,3 |
102,5 |
112,5 |
119,8 |
Индексы по городам
|
ИПН |
ИТС |
ИКсО |
ИдсО |
Тюмень |
126,7 |
110,5 |
129,7 |
130,5 |
Уфа |
123,3 |
110,8 |
124,3 |
128,0 |
Санкт-Петербург |
121,5 |
110,7 |
122,6 |
125,2 |
Екатеринбург |
120,8 |
113,9 |
121,0 |
123,9 |
Иркутск |
119,7 |
114,2 |
120,2 |
121,5 |
Новосибирск |
119,6 |
110,5 |
118,6 |
125,6 |
Новокузнецк |
119,6 |
107,5 |
121,2 |
123,1 |
Пермь |
118,3 |
104,6 |
119,9 |
122,9 |
Набережные Челны |
117,9 |
107,1 |
118,5 |
122,5 |
Оренбург |
117,2 |
106,2 |
116,9 |
123,2 |
Ростов-на-Дону |
116,2 |
99,4 |
117,9 |
122,1 |
Ярославль |
116,1 |
110,6 |
117,2 |
117,2 |
Москва |
115,7 |
107,2 |
117,1 |
117,9 |
Краснодар |
115,6 |
103,9 |
115,1 |
122,0 |
Барнаул |
114,9 |
99,7 |
114,4 |
123,2 |
Ижевск |
114,5 |
106,6 |
113,3 |
120,2 |
Хабаровск |
113,9 |
102,6 |
113,9 |
119,7 |
Казань |
113,8 |
108,2 |
113,4 |
117,3 |
Ульяновск |
113,5 |
101,3 |
113,6 |
119,7 |
Самара |
113,3 |
109,7 |
110,3 |
119,7 |
Тольятти |
113,1 |
96,7 |
112,7 |
122,1 |
Нижний Новгород |
113,0 |
104,0 |
112,3 |
118,5 |
Омск |
112,7 |
100,0 |
110,1 |
122,8 |
Челябинск |
112,6 |
108,1 |
110,0 |
118,7 |
Астрахань |
111,2 |
97,4 |
109,8 |
120,2 |
Саратов |
110,4 |
99,7 |
110,0 |
116,3 |
Волгоград |
110,2 |
95,7 |
108,2 |
120,5 |
Липецк |
110,1 |
97,1 |
110,0 |
116,8 |
Пенза |
109,6 |
101,3 |
109,0 |
114,7 |
Красноярск |
109,1 |
98,7 |
106,7 |
117,9 |
Воронеж |
106,8 |
97,1 |
103,6 |
116,5 |
Владивосток |
105,6 |
102,2 |
100,9 |
114,3 |
Рязань |
105,5 |
98,7 |
101,7 |
114,6 |
Наиболее комфортно в экономическом плане себя чувствуют жители Тюмени, Уфы, Екатеринбурга и Санкт-Петербурга. Значения ИПН в этих городах превышают 120 пунктов. Наиболее пессимистично настроены жители Рязани, Владивостока, Воронежа и Красноярска, хотя везде по городам значение ИПН превышает 100 пунктов – число оптимистов везде превышает число пессимистов. Таким образом, население наиболее крупных городов России с численностью населения от 500 тыс. человек в большинстве своем положительно воспринимает свои достижения в прошедшем году, ждет еще больших улучшения уровня жизни и экономики страны, и с большим оптимизмом оценивает перспективы развития России в течение ближайших 5 лет.
Надо отметить, что значения индексов не постоянны по социально-демографическим группам. В частности, оптимизм относительно сегодняшнего и перспективного экономического положения напрямую связан с сегодняшним уровнем жизни. Дело здесь в том, что наибольшими перспективами экономического роста отличаются современные отрасли российской экономики, где уже сейчас имеется достаточно высокий уровень оплаты труда.
Индексы в разрезе по имущественным группам |
Оценка потребителями своего уровня дохода |
ИПН |
ИТС |
ИКсО |
ИДсО |
Денег с трудом хватает на питание |
95,9 |
75,7 |
95,1 |
107,3 |
Питаемся хорошо, можем приобрести предметы первой необходимости |
116,7 |
105,2 |
117,5 |
121,4 |
Можем купить крупную бытовую технику, но не автомобиль |
132,3 |
132,9 |
131,9 |
132,5 |
Могу купить машину, но не квартиру |
145,7 |
156,1 |
145,4 |
140,9 |
Могу купить машину или новый дом |
140,8 |
155,0 |
139,7 |
135,4 |
Между мужчинами и женщинами имеется заметное различие в значениях ИПН и его компонентов. Во-первых, мужчины чаще занимают более высокие позиции на производстве. Во-вторых, среди пожилой части населения, не имеющей особых перспектив роста доходов, доля женщин значительно выше из-за более высокой продолжительности жизни. Поэтому по результатам исследования мужчины в целом более положительно смотрят на свои достижения и с большим энтузиазмом оценивают краткосрочные и долгосрочные экономические перспективы.
Индексы в разрезе по полу |
|
ИПН |
ИТС |
ИКсО |
ИДсО |
Мужчины |
121,5 |
112,1 |
123,8 |
122,9 |
Женщины |
113,3 |
103,0 |
112,3 |
119,9 |
Возраст также существенно влияет на настроения потребителей. Во-первых, люди из возрастной группы до 40 лет, как правило, сумели занять ведущие позиции в современном российском бизнесе, имеющем хорошие перспективы развития на ближайшие годы. В меньшей степени это относится к гос. службе, хотя и там за последние годы наблюдаются положительные сдвиги в части привлекательности для молодежи. Во-вторых, молодежь более оптимистично смотрит на перспективы роста благосостояния в силу того, что она, как правило, не обладает пока необходимой имущественной базой: молодежь начинает жизнь «с нуля» и поэтому настроена на ускоренное повышении имущественного уровня.
Индексы в разрезе по возрасту
|
|
ИПН |
ИТС |
ИКсО |
ИДсО |
До 30 лет |
138,3 |
132,8 |
137,3 |
142,5 |
30-40 лет |
120,7 |
109,4 |
120,6 |
126,5 |
40-50 лет |
110,8 |
99,7 |
110,8 |
116,3 |
50-60 лет |
104,8 |
91,9 |
105,6 |
110,3 |
Более 60 лет |
104,9 |
94,5 |
105,4 |
109,5 |
Наиболее оптимистичными являются россияне с незаконченным высшим образованием. Студенты российских ВУЗов надеются на то, что им по завершении обучения удастся занять достаточно высокую позицию в бизнесе или на государственной службе, обеспечивающие достаточно быстрый рост благосостояния. Те, кто имеет высшее и послевузовское образование (МВА, ученая степень) в значительной части уже приблизились или достигли желаемого уровня жизни. Поэтому их оптимизм носит более умеренный характер. К тому же значительная доля людей с высшим образованием (особенно в старшей возрастной группе) заняты в бюджетной сфере, где материальное положение и перспективы его улучшения не всегда удовлетворительны. В силу этих обстоятельств индексы в этой группе ниже, чем среди студентов.
Надо отметить, что и среди тех, кто имеет среднее и среднее специальное образование, потребители чувствуют положительные изменения и склонны ждать в ближайшие годы положительных сдвигов.
Индексы в разрезе по уровню образования
|
Образование |
ИПН |
ИТС |
ИКсО |
ИДсО |
Среднее и неполное среднее |
110,4 |
99,6 |
110,3 |
116,1 |
Среднее техническое |
112,3 |
98,1 |
113,3 |
118,0 |
Высшее и послевузовское |
118,5 |
111,6 |
118,1 |
122,5 |
Незаконченное высшее |
134,2 |
123,8 |
134,0 |
139,8 |
Необходимо отметить, что ИПН и его компоненты не показывают реального изменения дохода граждан или экономических показателей страны, а также не содержат точных прогнозов их динамики. Несмотря на это, они напрямую связаны с макроэкономической ситуацией и являются, по сути, ее отражением. Поэтому индексы потребительских настроений необходимо рассматривать в привязке к макроэкономическим индексам России.
Следующая таблица наглядно демонстрирует, что рост потребительского оптимизма напрямую связан с развитием российской экономики – ситуация в стране в прошлом году продолжила улучшаться. Таким образом, у граждан России есть реальные основания для уверенности в своем будущем, что и отразилось в представленных выше индексах.
Макроэкономические индикаторы |
2004 г. |
2005 г. |
Реальный рост ВВП, % к пред. Периоду |
107,1% |
106,4% |
Месячные доходы населения, руб. |
6 296 |
7 848 |
Денежные доходы населения, млрд. руб. |
10851 |
13561 |
Рост реально располагаемых денежных доходов, % к пред. периоду |
109,9% |
108,8% |
Выводы
Индекс потребительских настроений и его компоненты, полученные по результатам исследования Росгосстраха, показывают, что благоприятная обстановка, наблюдающаяся в России в течение последних лет, положительным образом отразилась на настроении общества. Почти все его представителей довольны своим текущим уровнем жизни и готовы к активным действиям по улучшению благосостояния в ближайшем будущем. От долгосрочной перспективы все население ждет только положительных изменений. Сложившиеся в стране социальные настроения достаточно благоприятны для дальнейшего экономического развития.
Оставить комментарий
|
|
|