InvestorKirov.ru

InvestorKirov.ru
 
Оставить комментарий


31 Мая 2013 | | Недвижимость

Ишин А.В про саморегулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Ишин А.В. - вице - президент, Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ)


Институт самостоятельного регулирования профессиональной и предпринимательской деятельности – характерный элемент для сформировавшегося гражданского общества. Современная действительность еще достаточно далека от этого, но сегодня мы являемся свидетелями переломных сдвигов в национальном самосознании, следствием которых становится все большая востребованность процессов самоорганизации в самых различных направлениях экономики и общественного устройства.

Жилищно-коммунальное хозяйство страны также оказалось в русле общих тенденций времени: дискуссии о формировании системы саморегулирования в коммунальной сфере с переменным успехом идут сравнительно давно, но все они наталкиваются на ряд «непреодолимых» противоречий. С одной стороны, есть желание все стандартизировать, упорядочить, снизить издержки и привести деятельность отечественного ЖКХ к мировым стандартам. С другой стороны, формирование единых стандартов услуг в этой отрасли наталкивается на проблемы недоработанности нормативной и законодательной базы, незрелости рынка услуг ЖКХ и, самое главное, проблемы огромного объема самого разнообразного жилищного фонда, который фактически невозможно однозначно классифицировать. Совершенно нелогично в данной ситуации формирование единых нормативов, стандартов управления для домов премиум или бизнес-класса и домов эконом-класса, а также для большей части изношенного жилого фонда с аварийными сетями коммуникаций.

По-видимому, практическое решение этой задачи в меньшей степени лежит в области внедрения стандартов и обязательного саморегулирования отрасли «сверху», а в большей части зависит от самих собственников жилья, т.е. конечных потребителей услуг ЖКХ.


Для начала необходимо обратиться к истокам появления у нас рынка жилищно-коммунальных услуг. Старт формированию рыночных отношений был дан с момента начала перехода в собственность граждан жилого фонда после вступления в силу Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". На первых этапах это было продолжением советской коммунальной системы: безальтернативной, нацеленной на удовлетворение самых минимальных потребностей с достаточно посредственным качеством услуг. Принципиальным движением вперед стало создание и начало работы первых товариществ собственников жилья (ТСЖ). Это была новая для страны и очень востребованная форма самоорганизации граждан в целях решения вопросов эксплуатации личного имущества. За более чем полтора десятка лет существования ТСЖ есть масса положительных примеров успешной работы таких объединений собственников. Но здесь нужно четко понимать, что успехи работы ТСЖ полностью зависят от уровня мышления и активности самих собственников жилья.

Собственник жилья – хозяин своего имущества, тем он и отличается от «просто потребителя» коммунальной услуги в условиях социализма. На собственнике лежит все бремя ответственности за имущество, и он в значительно большей степени самостоятельно должен заботиться о реализации своих прав и исполнении обязанностей. Появившийся класс собственников жилья объективно начал формировать новые запросы к работе жилищно-коммунального комплекса и качеству оказываемых услуг.

Вместе с этим механизм ТСЖ заработал не везде. Связано это во многом с экономической ситуацией в различных регионах, но основной «тормоз» ТСЖ – нерадивый собственник, который привык к простому потребительскому поведению и пока не смог сформировать новое мышление хозяина имущества. В этом случае любые разговоры о качестве услуг ЖКХ совершенно бессмысленны, т.к. «потребителя все или почти все устраивает» и он просто не хочет разбираться в причинах повышения тарифов за крайне низкое качество услуг или отсутствие таковых.

ТСЖ собственников - «молчунов» являются лакомым куском для любых злоупотреблений, как со стороны привлекаемых управляющих компаний, так и со стороны правлений самих ТСЖ. И никто не сможет эффективно помочь собственнику в этой ситуации кроме него самого: отсутствие контроля с его стороны невозможно заменить никакими самыми строгими стандартами деятельности управляющей компании. Тотальный контроль за ТСЖ и управляющими компаниями со стороны государства или СРО также будет избыточен и будет подменять собой функции собственника, перекладывая затраты на других конечных потребителей.

Формирование современного конкурентного рынка услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве с адекватными качеством и стоимостью возможны только при одновременном совместном воздействии на этот рынок и движении навстречу собственников жилья и государства, причем в большей мере необходима активность именно собственников.


Основные договорные конструкции между ТСЖ и управляющими компаниями уже созданы и позволяют применять все многообразие форм взаимодействия в рамках гражданского законодательства, оставляя за ТСЖ обязательные функции контроля.

Государству сегодня необходимо начинать формирование прозрачных и понятных правил игры для нового класса предпринимателей – профессиональных участников рынка коммунальных услуг. Это должны быть управляющие компании, обладающие необходимым кадровым составом, материально-технической базой, достаточными финансовыми ресурсами, и отвечающие по своим обязательствам собственным имуществом.

Создание саморегулируемых объединений профучастников рынка ЖКХ с обязательным членством в самые кратчайшие сроки не должно становится самоцелью – этот процесс должен пройти эволюционно. И уж тем более нельзя смешивать вместе в одном СРО ТСЖ и управляющие компании. Такие предложения тоже звучат под предлогом совместной разработки единых стандартов. Это совершенно разные субъекты и ответственность у них разная: управляющая компания – наемный предприниматель (исполнитель), ТСЖ – сами собственники (заказчики услуг).


Что касается качества оказываемых услуг, то, в конечном счете, это категория потребительских предпочтений. Потребители коммунальных услуг как собственники своего имущества всегда должны иметь альтернативные возможности:

  1. вообще отказаться от услуг (это тоже право собственника);
  2. создать ТСЖ и собственными силами решать все вопросы коммунального обслуживания (достаточно распространенная практика с привлечением подрядчиков на отдельные виды работ);
  3. привлечь управляющую компанию, не имеющую большого опыта и статуса профессионального участника рынка ЖКХ (фактически это существующий сегодня рынок услуг по управлению жилым фондом);
  4. передать функции управления профессиональному участнику рынка ЖКХ (такую практику необходимо начинать формировать в ближайшее время).

Все эти варианты выбора для заказчика (собственника) должны параллельно существовать на рынке, представляя собой альтернативы по стоимости, полноте и качеству услуг.

Формирование статуса профессионального участника рынка ЖКХ (профессиональной управляющей компании) должно происходить постепенно, создавая при этом наивысшую планку и стандарты оказания услуг.

Единые критерии оценки профучастников должно сформировать государство совместно с профессиональным сообществом и непосредственно собственниками в рамках общественных ассоциаций (но не СРО). Эти критерии со временем обязательно будут трансформироваться, но ключевыми из них должны стать: минимально необходимый объем уставного капитала в привязке к планируемым объемам работ, адекватные финансовые показатели деятельности за предыдущие периоды, возможность оперативного привлечения дополнительных финансовых ресурсов, «стаж работы» организации в качестве непрофессионального участника рынка ЖКХ и отзывы контрагентов (ТСЖ), материально – техническое оснащение, наличие кадрового состава и т.п.

С целью контроля за деятельностью профучастников и создания системы коллективной профессиональной ответственности возможно создание саморегулируемых объединений профучастников на добровольной основе. При этом необходимо очень внимательно подойти к выбору форм и способов обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями, отдавая предпочтение механизмам страхования (в т.ч. и коллективного), а не вариантам «омертвления» средств в компенсационных фондах. Применение механизма компенсационных фондов в данном случае вообще нецелесообразно, т.к. выплаты из компенсационного фонда СРО управляющих компаний по своей сути означают оплату ущерба, который причинен управляющей компанией одним собственникам жилья, за счет собственников другого жилья (другая управляющая компания того же СРО), что недопустимо.

К сожалению, предлагаемая на сегодняшний день законопроектом № 623780-5 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации (о саморегулировании в сфере управления многоквартирными домами)» конструкция системы саморегулирования в ЖКХ в самой худшей форме копирует ключевые положения строительного саморегулирования, не учитывая при этом специфики этого вида деятельности. Существенными отрицательными моментами здесь стали: обязательность участия всех без исключения управляющих компаний в СРО с 1 марта 2013 года, отсутствие законодательно установленных механизмов страхования финансовой ответственности членов СРО (виды страхования, объекты страхования и минимальные суммы покрытия), неоправданно высокая сумма взноса в компенсационный фонд (100 тысяч рублей на одного члена СРО, которые необходимо изъять из оборота компании). Все это вместо реального повышения уровня и качества услуг в ЖКХ ляжет дополнительным финансовым бременем на собственников жилья.

Существенным препятствием к формированию системы профучастников рынка также станет дефицит кадров - наиболее острая проблема не только в ЖКХ, но и в строительстве. Основные пути ее преодоления - это восстановление системы отраслевого профтехобразования, реализация в масштабах всей страны системы образовательных программ для специалистов управляющих компаний и руководителей ТСЖ, массовых образовательных «ликбезов» для собственников. Профессиональные кадры не появятся сиюминутно. Для создания профессионального сообщества потребуется не один год, и поэтому начинать формировать его необходимо уже сегодня.

Современный потребитель эволюционирует - «взрослеет», становится более требовательным, больше внимания уделяет вопросам стоимости услуг и порядку расходования коммунальных платежей. Чем быстрее мы, как собственники, сможем сформировать грамотные запросы на адекватные и сбалансированные по качеству и цене услуги ЖКХ, тем быстрее мы их сможем получить. Хочу еще раз подчеркнуть, что процессы саморегулирования и развития профессионального рынка ЖКХ возможны только с развитием гражданской инициативы потребителей услуг, т.к. гражданское общество - общество собственников, осознающих всю полноту своей ответственности и требующих соблюдения своих прав.


Список используемой литературы

  1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
  2. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ.
  3. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
  4. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
  5. Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
  6. Законопроект № 623780-5 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации (о саморегулировании в сфере управления многоквартирными домами)».

Оставить комментарий







Новости: 1 - 10 из 751
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец | Все 

Букмекерская контора «Фонбет» выплатила крупные выигрыши


Карта для начинающих предпринимателей от Тинькофф Банк


Гео изыскания играют большую роль перед началом строительства


Инструменты и оборудование для строительных объектов
На сегодняшний день в специализированных магазинах представлен широчайших ассортимент современных инструментов и оборудования для строительных и ремонтных работ.

Многофункциональные изделия для бытового и профессионального использования
Модели дрелей, шуруповертов, лобзиков и других инструментов могут быть как профессионального использования, так и предназначенные для домашнего применения.

Оборудование какого качества необходимо приобретать для строительных объектов?
Любой организатор строительного процесса стремится к тому, чтобы объекты были оснащены самым современным оборудованием.

Красота нашего интерьера зависит от выбранной мебели


22-ая выставка строительных и отделочных материалов MosBuild


Как наклеить обои двух видов?


Выбираем обогрев для дома