InvestorKirov.ru

InvestorKirov.ru
 
Оставить комментарий


| Недвижимость

Обзор индекса потребительских настроений и его компонентов в январе 2006 г.

Обзор индекса потребительских настроений и его компонентов в январе 2006 г.

                В январе 2006 года проведено исследование потребительских настроений, которое охватило  13 городов-миллионников и 19 средних городов России. Общее число опрошенных составило 10 тыс. 635 человек.
По итогам данного исследования были рассчитаны индексы, отражающие оценку гражданами РФ их уровня жизни и возможностей его улучшения.
Система индексов включает в себя:
- индекс текущего состояния (ИТС),
- индекс краткосрочных потребительских ожиданий (ИКсО),
- индекс долгосрочных потребительских ожиданий (ИДсО).
Обобщающим (интегральным) является индекс потребительских настроений (ИПН).
Основой индексов являются ответы респондентов на следующие вопросы:
1) Как изменился Ваш доход в прошедшем году?
2) Как изменится Ваш доход в наступающем году?
3) Как изменится экономическая ситуация в России в будущем году?
4) Как изменится экономическая ситуация в Вашем городе в следующем году?
5) Как изменится Ваш доход через пять лет?
6) Как изменится экономическая ситуация в России через 5-7 лет?
ИТС рассчитывается на основании ответов респондентов на первый вопрос, ИКсО – на второй, третий и четвертый, основанием для расчета ИДсО являются ответы на пятый и шестой вопросы. ИПН рассчитывается на основании ответов на все шесть вопросов.
Значения ИПН позволяют делать выводы об общем уровне экономического оптимизма населения, оценке им собственных перспектив и потенциальных изменений в экономике страны. ИТС дает возможность оценить, насколько стабильно с точки зрения потребителей их личное экономическое положение на сегодняшний день, а также удалось ли им повысить доходы на волне роста экономики в последний год. ИКсО и ИДсО – это показатели оптимизма населения относительно ближайшей и длительной перспективы развития экономики в целом и личного финансового положения.
Индексы являются разницей между процентной долей респондентов, давших положительные и отрицательные ответы, плюс 100% для избежания появления отрицательных значений. Методика построения индексов не принимает в расчет не определившихся во мнении или нейтральных респондентов. В связи с этим они являются индикаторами преобладания в обществе положительных (значение индекса выше 100) или отрицательных экономических настроений (значение ниже 100). Чем выше значения индексов, тем больше превышение оптимистически настроенных потребителей над пессимистами, тем увереннее в собственных силах перспективах потребители, и от них следует ждать большей экономической активности.

                Индекс потребительских настроений находится на высоком уровне. В январе 2006 года по городам проведения опроса он достиг 115,7 пунктов. Значение ИТС составило 105,9 пункта – это говорит о том, что население в значительной своей части довольно сегодняшним материальным состоянием. От будущего года граждане России ждут дальнейших изменений в лучшую сторону как относительно увеличения собственных доходов, так и укрепления экономики всей страны: ИКсО в целом по выборке составляет 115,7 пунктов, а значение ИДсО – 120,6 пунктов, что отражает высокую степень уверенности населения в своем будущем как в краткосрочной, так и в пятилетней перспективе.
Наибольших значений индексы достигают в крупных городах–миллионниках, являющихся, как известно, центрами сосредоточения динамично развивающегося современного бизнеса. Это обеспечивает жителям крупных городов больше возможностей в повышении благосостояния и, как следствие этого, здесь наличествуют более оптимистичные настроения.

 

 

ИПН

ИТС

ИКсО

ИДсО

Индексы в целом по выборке Вся выборка

115,7

105,9

115,7

120,6

Города-миллионники

116,8

107,3

117,1

121,0

Средние города

113,3

102,5

112,5

119,8

Индексы по городам

 

ИПН

ИТС

ИКсО

ИдсО

Тюмень

126,7

110,5

129,7

130,5

Уфа

123,3

110,8

124,3

128,0

Санкт-Петербург

121,5

110,7

122,6

125,2

Екатеринбург

120,8

113,9

121,0

123,9

Иркутск

119,7

114,2

120,2

121,5

Новосибирск

119,6

110,5

118,6

125,6

Новокузнецк

119,6

107,5

121,2

123,1

Пермь

118,3

104,6

119,9

122,9

Набережные Челны

117,9

107,1

118,5

122,5

Оренбург

117,2

106,2

116,9

123,2

Ростов-на-Дону

116,2

99,4

117,9

122,1

Ярославль

116,1

110,6

117,2

117,2

Москва

115,7

107,2

117,1

117,9

Краснодар

115,6

103,9

115,1

122,0

Барнаул

114,9

99,7

114,4

123,2

Ижевск

114,5

106,6

113,3

120,2

Хабаровск

113,9

102,6

113,9

119,7

Казань

113,8

108,2

113,4

117,3

Ульяновск

113,5

101,3

113,6

119,7

Самара

113,3

109,7

110,3

119,7

Тольятти

113,1

96,7

112,7

122,1

Нижний Новгород

113,0

104,0

112,3

118,5

Омск

112,7

100,0

110,1

122,8

Челябинск

112,6

108,1

110,0

118,7

Астрахань

111,2

97,4

109,8

120,2

Саратов

110,4

99,7

110,0

116,3

Волгоград

110,2

95,7

108,2

120,5

Липецк

110,1

97,1

110,0

116,8

Пенза

109,6

101,3

109,0

114,7

Красноярск

109,1

98,7

106,7

117,9

Воронеж

106,8

97,1

103,6

116,5

Владивосток

105,6

102,2

100,9

114,3

Рязань

105,5

98,7

101,7

114,6

Наиболее комфортно в экономическом плане себя чувствуют жители Тюмени, Уфы, Екатеринбурга и Санкт-Петербурга. Значения ИПН в этих городах превышают 120 пунктов. Наиболее пессимистично настроены жители Рязани, Владивостока, Воронежа и Красноярска, хотя везде по городам значение ИПН превышает 100 пунктов – число оптимистов везде превышает число пессимистов. Таким образом, население наиболее крупных городов России с численностью населения от 500 тыс. человек в большинстве своем положительно воспринимает свои достижения в прошедшем году, ждет еще больших улучшения уровня жизни и экономики страны, и с большим оптимизмом оценивает перспективы развития России в течение ближайших 5 лет.

Надо отметить, что значения индексов не постоянны по социально-демографическим группам. В частности, оптимизм относительно сегодняшнего и перспективного экономического положения напрямую связан с сегодняшним уровнем жизни. Дело здесь в том, что наибольшими перспективами экономического роста отличаются современные отрасли российской экономики, где уже сейчас имеется достаточно высокий уровень оплаты труда.

 

Индексы в разрезе по имущественным группам

Оценка потребителями своего уровня дохода

ИПН

ИТС

ИКсО

ИДсО

Денег с трудом хватает на питание

95,9

75,7

95,1

107,3

Питаемся хорошо, можем приобрести предметы первой необходимости

116,7

105,2

117,5

121,4

Можем купить крупную бытовую технику, но не автомобиль

132,3

132,9

131,9

132,5

Могу купить машину, но не квартиру

145,7

156,1

145,4

140,9

Могу купить машину или новый дом

140,8

155,0

139,7

135,4

                Между мужчинами и женщинами имеется заметное различие в значениях ИПН и его компонентов. Во-первых, мужчины чаще занимают более высокие позиции на производстве. Во-вторых, среди пожилой части населения, не имеющей особых перспектив роста доходов, доля женщин значительно выше из-за более высокой продолжительности жизни. Поэтому по результатам исследования мужчины в целом более положительно смотрят на свои достижения и с большим энтузиазмом оценивают краткосрочные и долгосрочные экономические перспективы.

Индексы в разрезе по полу

 

ИПН

ИТС

ИКсО

ИДсО

Мужчины

121,5

112,1

123,8

122,9

Женщины

113,3

103,0

112,3

119,9

                Возраст также существенно влияет на настроения потребителей. Во-первых, люди из возрастной группы до 40 лет, как правило, сумели занять ведущие позиции в современном российском бизнесе, имеющем хорошие перспективы развития на ближайшие годы. В меньшей степени это относится к гос. службе, хотя и там за последние годы наблюдаются положительные сдвиги в части привлекательности для молодежи. Во-вторых, молодежь более оптимистично смотрит на перспективы роста благосостояния в силу того, что она, как правило, не обладает пока необходимой имущественной базой: молодежь начинает жизнь «с нуля» и поэтому настроена на ускоренное повышении имущественного уровня.

 

Индексы в разрезе по возрасту

 

 

ИПН

ИТС

ИКсО

ИДсО

До 30 лет

138,3

132,8

137,3

142,5

30-40 лет

120,7

109,4

120,6

126,5

40-50 лет

110,8

99,7

110,8

116,3

50-60 лет

104,8

91,9

105,6

110,3

Более 60 лет

104,9

94,5

105,4

109,5

                Наиболее оптимистичными являются россияне с незаконченным высшим образованием. Студенты российских ВУЗов надеются на то, что им по завершении обучения удастся занять достаточно высокую позицию в бизнесе или на государственной службе, обеспечивающие достаточно быстрый рост благосостояния. Те, кто имеет высшее и послевузовское образование (МВА, ученая степень) в значительной части уже приблизились или достигли желаемого уровня жизни. Поэтому их оптимизм носит более умеренный характер. К тому же значительная доля людей с высшим образованием (особенно в старшей возрастной группе) заняты в бюджетной сфере, где материальное положение и перспективы его улучшения не всегда удовлетворительны. В силу этих обстоятельств индексы в этой группе ниже, чем среди студентов.
Надо отметить, что и среди тех, кто имеет среднее и среднее специальное образование, потребители чувствуют положительные изменения и склонны ждать в ближайшие годы положительных сдвигов.

 

Индексы в разрезе по уровню образования

 

Образование

ИПН

ИТС

ИКсО

ИДсО

Среднее и неполное среднее

110,4

99,6

110,3

116,1

Среднее техническое

112,3

98,1

113,3

118,0

Высшее и послевузовское

118,5

111,6

118,1

122,5

Незаконченное высшее

134,2

123,8

134,0

139,8

Необходимо отметить, что ИПН и его компоненты не показывают реального изменения дохода граждан или экономических показателей страны, а также не содержат точных прогнозов их динамики. Несмотря на это, они напрямую связаны с макроэкономической ситуацией и являются, по сути, ее отражением. Поэтому индексы потребительских настроений необходимо рассматривать в привязке к макроэкономическим индексам России.
Следующая таблица наглядно демонстрирует, что рост потребительского оптимизма напрямую связан с развитием российской экономики – ситуация в стране в прошлом году продолжила улучшаться. Таким образом, у граждан России есть реальные основания для уверенности в своем будущем, что и отразилось в представленных выше индексах.

Макроэкономические индикаторы

2004 г.

2005 г.

Реальный рост ВВП, % к пред. Периоду

107,1%

106,4%

Месячные доходы населения, руб.

6 296

7 848

Денежные доходы населения, млрд. руб.

10851

13561

Рост реально располагаемых денежных доходов, % к пред. периоду

109,9%

108,8%

Выводы

Индекс потребительских настроений и его компоненты, полученные по результатам исследования Росгосстраха, показывают, что благоприятная обстановка, наблюдающаяся в России в течение последних лет, положительным образом отразилась на настроении общества. Почти все его представителей довольны своим текущим уровнем жизни и готовы к активным действиям по улучшению благосостояния в ближайшем будущем. От долгосрочной перспективы все население ждет только положительных изменений. Сложившиеся в стране социальные настроения достаточно благоприятны для дальнейшего экономического развития.


Оставить комментарий







Новости: 1 - 10 из 751
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец | Все 

Букмекерская контора «Фонбет» выплатила крупные выигрыши


Карта для начинающих предпринимателей от Тинькофф Банк


Гео изыскания играют большую роль перед началом строительства


Инструменты и оборудование для строительных объектов
На сегодняшний день в специализированных магазинах представлен широчайших ассортимент современных инструментов и оборудования для строительных и ремонтных работ.

Многофункциональные изделия для бытового и профессионального использования
Модели дрелей, шуруповертов, лобзиков и других инструментов могут быть как профессионального использования, так и предназначенные для домашнего применения.

Оборудование какого качества необходимо приобретать для строительных объектов?
Любой организатор строительного процесса стремится к тому, чтобы объекты были оснащены самым современным оборудованием.

Красота нашего интерьера зависит от выбранной мебели


22-ая выставка строительных и отделочных материалов MosBuild


Как наклеить обои двух видов?


Выбираем обогрев для дома